Программа студии «Балаганчик» (Москва)

В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. В связи с этим родители стремятся как можно раньше дать детям такого рода знания, научить их читать, писать и считать, а не привить им способность чувствовать, думать и творить. Педагогическая установка на развитие мышления превращает эмоционально-духовную сущность ребенка во вторичную ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они порой реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще проявляют равнодушие и черствость, их интересы порой ограничены, а игры однообразны.

Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников, психологи часто ставят диагноз: «не доиграл», т.е. не натренировал свою фантазию и воображение в непредсказуемом и радостном процессе «сотворения игры».

Самый короткий путь развития художественного воображения — это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность.

Различные формы театрального действа всегда служили самым наглядным и эмоциональным способом передачи знаний и опыта в человеческом обществе. Преодолевая пространство и время, сочетая возможности нескольких видов искусств — музыки, живописи, танца, литературы и актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят соучастие, сострадание.

Существующие образовательные программы, связанные, так или иначе, с театрализованной деятельностью детей, зачастую ограничиваются тем, что предлагают педагогам готовые схемы обучения детей демонстрации на сцене определенных эмоций с помощью шаблонных жестов и мимики. Упражнения и игры в таких программах изначально настраивают ребенка не на творчество, а на умение повторить за преподавателем заданную схему, «сделать как надо». Это серьезный изъян в подходе к детской театрализованной деятельности, которая должна быть в первую очередь основана на инициативе и творчестве самих детей, их импровизации, но в рамках заданных условий и предлагаемых сценических обстоятельств.

Цели программы

Образовательная программа «Балаганчик», используя ряд интересных положений авторов образовательных программ, связанных с театрализованной деятельностью дошкольников, делает особый акцент на развитии фантазии и воображения детей, на развитии умения проявить свои задатки и приспособить их к творческим заданиям.

Цель программы — стимулировать развитие фантазии, воображения и эмоциональной сферы дошкольника средствами театрализованной деятельности, содействовать процессу воспитания человека, готового к творческой деятельности в любой области.

Формулировка цели программы определяет основное направление работы педагога (развитие фантазии, воображения и эмоциональной сферы детей), а также указывает на средство ее осуществления (театральная деятельность). В связи с этим для конкретизации цели в данной программе определены 2 группы задач: в первой перечисляются задачи, реализация которых способствует развитию фантазии, воображения и эмоциональной сферы дошкольников, а во второй — организации театральной деятельности детей.

Образовательная программа «Балаганчик» предназначена для детей в возрасте от 3-х до 7 лет (дошкольники), от 7 до 10 лет , от 10 до 14 лет.

1-я группа задач

  1. развивать ассоциативное и образное мышление;
  2. снимать зажатость и скованность;
  3. развивать веру в сценический вымысел;
  4. научить детей выражать эмоциональное состояние (радость, обиду, гнев, удивление) мимикой, пантомимикой, жестами, интонацией.

2-я группа задач

  1. познакомить детей с особенностями театрального искусства, его отличиями от других видов искусств (живописи, скульптуры, музыки, литературы), отметить его синтетический характер, коллективность творчества;
  2. развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию (превращать и превращаться);
    формировать способность создавать образы живых существ и предметов через пластические возможности своего тела;
  3. научить детей выражать эмоциональное состояние (радость, обиду, гнев, удивление) мимикой, пантомимикой, жестами, интонацией;
  4. воспитывать умение взаимодействовать друг с другом в процессе подготовки и проведения театрализованной игры;
  5. работать над культурой и техникой речи (расширять диапазон и силу звучания голоса, учить пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния, совершенствовать правильное речевое дыхание, улучшать дикцию).

Занятия по образовательной программе «Балаганчик» проводятся 2 раза в неделю по 45-60 минут. Количество детей в группах 10-15 человек. Такое число занимающихся в группе позволяет обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку.

Основная форма занятий — групповая. Программа предполагает и другие формы работы — индивидуальные и подгрупповые занятия, которые используются с целью отработки отдельных сцен спектаклей.

Основные разделы

Образовательная программа «Балаганчик» состоит из пяти разделов.

  1. «Театральная игра» — направлен на развитие игрового поведения детей, формирование умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.
  2. «Ритмопластика» — включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.
  3. «Культура и техника речи» — объединяет игры и упражнения, направленные на совершенствование речевого дыхания, формирование правильной артикуляции, интонационной выразительности и логики речи.
  4. «Основы театральной культуры» — призван обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями о театральном искусстве.
  5. «Работа над спектаклем» — базируется на авторских сценариях и включает в себя темы «Знакомство с пьесой» и «От этюдов к спектаклю».

Работа над разделами программы продолжается в процессе всего обучения детей. Содержание разделов в зависимости от этапа обучения расширяется, углубляется.

Ожидаемые результаты

Ожидаемые (прогнозируемые) результаты обучения детей по программе «Балаганчик» представлены в таблице:

ДетиК концу 1-го годаК концу 2-го годаК концу 3-го года
Должны знать виды театрального искусства (драматический, музыкальный, кукольный театры), главные театральные профессии особенности театрального искусства, его отличия от других видов искусств, атрибуты театрального представления элементарную историю театра, театральные профессии
Должны уметь
  • повторяя за педагогом, выполнять артикуляционные и дыхательные упражнения;
  • произносить заданную фразу с разными интонациями;
  • создавать образы знакомых живых существ с помощью выразительных пластических движений;
  • пользоваться жестами;
  • сочинять этюды по сказкам.
  • самостоятельно выполнять артикуляционные и дыхательные упражнения;
  • делать длинный выдох при незаметном коротком вдохе, не прерывать дыхание в середине фразы;
  • читать наизусть стихотворения, правильно расставляя логические ударения;
  • создавать пластические импровизации под музыку разного характера;
  • создавать образы с помощью жестов и мимики;
  • сочинять этюды с заданными обстоятельствами, действовать с воображаемыми предметами;
  • импровизировать на темы знакомых сказок.
  • выполнять различные комплексы артикуляционной гимнастики;
  • пользоваться интонациями, выражающими различные эмоциональные состояния, находить ключевые слова в отдельных фразах и выделять их голосом;
  • создавать пластические импровизации на заданную тему;
  • выполнять одни и те же действия в разных обстоятельствах по-разному;
  • создавать образы разных живых существ и предметов через пластические возможности своего тела;
  • сочинять индивидуальный или групповой этюд на заданную тему.

Формами подведения итогов реализации программы являются спектакли, концерты и массовые мероприятия.

Образовательная программа театральной студии «Балаганчик» основана на концептуальных идеях и программах Чуриловой Э.Г., Мерзляковой С.И., Царенко Л.

Методическое обеспечение программы

Несмотря на то, что в учебно-тематическом плане все содержание программы разбито на несколько разделов, педагог организует свою работу таким образом, чтобы на каждом занятии в той или иной мере отрабатывались и театральные игры, и ритмопластика, и речевые упражнения, и занятия по театральной культуре, и работа над пьесой и спектаклем. Такой подход позволяет эффективно включить студийцев в театрализованную деятельность.

Процесс театральных занятий представляет собой систему творческих игр и этюдов. Театральные игры рассчитаны на активное участие ребенка, который является не только пассивным исполнителем указаний педагога, а соучастником педагогического процесса. Ход занятий характеризуется эмоциональной насыщенностью и стремлением достичь продуктивного результата через коллективное творчество. Занятия проводятся в занимательной, интересной детям форме. По мере освоения требуемых навыков, задания усложняются, детям предлагается решать комплексные задачи (например, ритмопластические упражнения сочетаются с заданиями по технике речи).

В ходе подготовки к спектаклю следует соблюдать несколько основных правил:

  1. не перегружать детей;
  2. не навязывать своего мнения;
  3. предоставлять детям возможность попробовать себя в разных ролях.

Техническое оснащение занятий

Занятия проводятся в просторном, регулярно проветриваемом помещении, с мягким покрытием на полу для занятий ритмопластикой.

Форма одежды детей — облегченная.

Необходимо наличие:

  • сцены, занавеса, кулис, затемнения в зале и на сцене, специального освещения;
  • аудиотехники и фонотеки;
  • перчаточных кукол и мягких игрушек.

Необходимым условием также является приобретение или изготовление театральных костюмов, декораций и реквизита для спектаклей.

 
 
Случайные фотографии

Общее расписание на неделю
ПонедельникВторникСредаЧетвергПятницаСубботаВоскресенье
            10:00 - 21:00Cпектакли, концерты, праздники.
              11:30-12:15Студия интеллектуального развития «Почемучка» (4-7 лет) (на русском).
          12:30-13:30«Чудо- мастерская» - творческие занятия для детей 4-8 лет (на русском и финском).
           

 16:45-17:30

 "Балаганчик" (5-8 лет, на русском) 

16:30-20:30«Арт-Мастер» (на русском).

 16:45-17:30

 "Балаганчик" (5-8 лет, на русском) 

16:30-20:30«Арт-Мастер» (на русском).    15:00 спектакли, концерты, праздники.
17:30-18:15 «Балаганчик» (2-4 года, на русском). 17:30-18:15«Балаганчик» (2-4 года, на русском).    
18.15-19.00 «Балаганчик» (2-4 года, на русском). 18.15-19.00 «Балаганчик» (2-4 года, на русском).    
19.00-20.00 «Балаганчик» (9-16 лет) (на русском).